Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
01:51 

Red_Noosphere
Странные мысли ходят по ночам в голове. Уставшее сознание начинает генерировать идеи на несколько другом уровне, нежели выспавшееся. При этом, глубина и необычность идей в состоянии "полузомби" почему-то зачастую больше.
Интернет - как большая помойка и кривое зеркало современного общества, гротескно его отображая и выпячивая все недостатки, тем не менее дает возможность порой находить действительно интересные вещи, и наталкивает на интересные ассоциации. Как пример: ползая по просторам паутыны наткнулся на стихотворение:
Четверо
Пелевин Александр (не тот, который известный писатель)
В тамбуре курят четверо. Первому двадцать пять на вид.
Он выпускает струйку дыма, кашляет и говорит:

"Убили меня в сорок первом, в битве под Киевом, у Днепра,
Видишь, в моей гимнастерке осталась на память о том дыра.
Я похоронен в руинах дома, где мы засели тогда втроем.
Немец для верности кинул гранату в дверной проем."

Второй говорит: "У меня все скучно. Я утонул в шестьдесят шестом.
Были в деревне, купались в речке на тихой заводи под мостом.
Я неудачно нырнул с ограды. Мне было двадцать три.
Господи, посмотри на меня. Господи, посмотри."

А третий смеется: "Прекрасно помню. Мне было пятьдесят.
Я, как нормальный покойник, умер в постели пять лет назад.
В тот день на работе мне стало плохо. Я еле дошел домой."

Четвертый молчит и думает:
"Я живой."

Не знаю почему, но стихотворение очень зацепило. Возможно сыграло то, что вчера наткнулся на группу с военным артом (о нем чуть позже), решил поискать еще стихотворений данного автора:
Красные звезды
Пелевин Александр
Сегодня так жарко, что красные звезды с фуражек
Стекают горячей эмалью в густую траву.
Сознание трудно все время держать на плаву:
Мы знаем, что сон пробирает врага до мурашек,
И мы ему снимся, но видим его наяву.

Мы снимся, как снится туман над железной дорогой,
Как запах болота, как шепот в густой тишине,
И наши товарищи знают, что сны о войне
Всегда остаются с солдатом тяжелой тревогой,
Еще тяжелее винтовки на мокрой спине.

Сквозь душное марево над бесконечным пожаром
Мы видим, что солнце похоже на красную медь.
Мы знаем, что явь, а не сон, обернется кошмаром,
И наш командир на секунду покажется старым,
Как если бы вдруг командиры умели стареть.

Пусть бьет пулемет в нашу сторону без остановки,
Пусть рушатся башни и статуи падают ниц.
Мы целимся сквозь пелену окровавленных лиц.
Не дрогнет рука, не опустится дуло винтовки
В строю васильковых фуражек и алых петлиц.

Странно, стиль повествования вроде бы и рваный, но в то же время, стих воспринимается каким - то гладно-волнистым. Ну и самое зацепившее:
На Марсовом поле
Пелевин Александр
На Марсовом поле сегодня особая дата.
Приди туда ночью и вспомни, что видел во снах.
За час до рассвета на поле приходят солдаты,
убитые в разное время и в разных местах.

Здесь тысячи мертвых солдат всех эпох и народов,
из пепла, из древних курганов, обугленных лодок,
из выжженных бункеров, из потонувших галер.
Вот лучник Ассирии, с ним его верные стрелы.
за ним, подпирая копьем непослушное тело,
стоит пополам перерубленный легионер.

И здесь же стоит кривозубая рать Чингисхана,
их лица ужасны и так же ужасны их раны.
За ними - железные рыцари в черных крестах.
Драгуны в изрезанных саблями синих мундирах
сидят у костра, говоря о своих командирах,
о долгих походах и славных прошедших делах.

Сидит на броне, прикурив от чужого окурка,
советский танкист, вот его обгоревшая куртка,
на месте, где должен быть орден, чернеет дыра.
Вот немец, раздавленный танком, поднялся из грязи.
Еще один только пришел, он убит под Бенгази,
открыт его рот - перед смертью он крикнул "Ура!"

Все эти солдаты, познавшие гибельный запах,
в истлевших шинелях, в изъеденных ржавчиной латах,
уснувшие в тесных объятиях братских могил,
давно разучились стареть, им не снятся кошмары,
вовеки веков не страшны им небесные кары,
не падали звезды и ангел еще не трубил.

Не двигайся, слушай молчание, будь осторожен.
Привыкни к тому, что здесь пахнет обугленной кожей,
смотри и не бойся гноящихся ран на груди.
Им хочется спать. Скоро утро. Солдаты устали.
Предутренний ветер срывает с мундиров медали.

Теперь уходи.

Хочеться отметить, что автор описывает именно солдат. Не стороны конфликта, а солдат. Конечно, у каждого солдата и воина был свой мотив воевать. Но если абстрагироваться, то солдаты - всего лишь инструменты. А война - всеобщий уравнитель. С какой бы целью она не начиналась, итог в целом одинаков. Для солдата чаще всего - собираться на подобных Марсовых полях. Хотя место тоже выбранно не случайно - Марс, римский аналог Ареса, яростного бога войны. Где еще, как не в вотчине этого гордого Олимпийца собираться призракам былых сражений?
Как и было сказано выше, несколько обещанных изображений:
как мне кажется, начать стоит в хронологической последовательности

По моему мнению, одна из самых жестких, но в то же время честных и романтичных эпох - эпоха диктатуры холодного оружия.

Последствия битвы. Хотя я и не являюсь историком, мне кажется, что данная иллюстрация довольно правдива. От себя - все раненные на данном арте - скорее всего нежильцы. До антибиотико еще веков 5, не меньше.
Далее, довольно большой рывок вперед, к первой всепланетной мясорубке, имя которой - Первая Мировая Война. В нашей стране она находиться в тени ВОВ, да и неясные политические явления того периода долгое время уводили внимание от этой темы. В то же время, ПМВ по своему накалу и количесву жесртв ничуть не менее драматична, чем ВМВ. В то же время, дейсвия русских солдат в тот период носят героических характер. Пример:
Атака мертвецов

Во время обороны небольшой крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии. Маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода – 190 дней!
Немцы применили против защитников крепости все новейшие оружейные достижения, включая авиацию. На каждого защитника пришлось несколько тысяч бомб и снарядов. Сброшенных с аэропланов и выпущенных из десятков орудий 17-ти батарей, включавших две знаменитых «Больших Берты» (которые русские ухитрились при этом подбить).

Немцы бомбили крепость день и ночь. Месяц за месяцем. Русские защищались среди урагана огня и железа до последнего. Их было крайне мало, но на предложения о сдаче всегда следовал один и тот же ответ. Тогда немцы развернули против крепости 30 газовых батарей. На русские позиции из тысяч баллонов ударила 12-метровая волна химической атаки. Противогазов не было.
Все живое на территории крепости было отравлено. Почернела и пожухла даже трава. Толстый ядовито-зеленый слой окиси хлора покрыл металлические части орудий и снарядов. Одновременно германцы начали массированный артобстрел. Вслед за ним на штурм русских позиций двинулись свыше 7000 пехотинцев.

Казалось, крепость обречена и уже взята. Густые, многочисленные немецкие цепи походили все ближе и ближе… И в этот момент из ядовито-зеленого хлорного тумана на них обрушилась… контратака! Русских было чуть больше шестидесяти. Остатки 13-й роты 226-го Землянского полка. На каждого контратакующего приходилось больше ста врагов!
Русские шли в полный рост. В штыковую. Сотрясаясь от кашля, выплевывая, сквозь тряпки обматывавшие лица, куски легких на окровавленные гимнастерки…

Эти воины повергли противника в такой ужас, что немцы, не приняв боя, ринулись назад. В панике топча друг друга, путаясь и повисая на собственных заграждениях из колючей проволоки. И тут по ним из клубов отравленного тумана ударила, казалось бы, уже мертвая русская артиллерия.
Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов». В ходе ее несколько десятков полуживых русских воинов обратили в бегство 14 батальонов противника!

Русские защитники Осовца так и не сдали крепость. Она была оставлена позже. И по приказу командования. Когда оборона потеряла смысл. Врагу не оставили ни патрона, ни гвоздя. Все уцелевшее в крепости от немецкого огня и бомбежек было взорвано русскими саперами. Немцы решились занять руины только через несколько дней.

Конечно, от стиля повествования местами сводит скулы, но в целом вполне читабельно и, я думаю, достоверно. Прощу прощения за отступление, вернемся к картинкам:

Падение тяжелого артеллерийского снаряда. Впечатляюще, не правда ли? Ни в коей мере не поддерживаю эстетизацию насилия или смерти, но данная картина (в оригинале картина) настолько живо показывает кромешный ад артеллерийского обстрела, что похожа на фотографию.

"После газовой атаки, 1918"

Полотно написанное Джоном Сингером Сарджентом под впечатлением от увиденных последствий газовой атаки на английские позиции под Аррасом, куда художник был прикомандирован в 1918 году. Сарджент не был профессиональным баталистом, от того его документальное свидетельство на холсте выглядит беспристрастнее и трагичнее. Вереница солдат, потерявших зрение после отравления горчичным газом, беспомощно бредет в лазарет, держась друг за друга, чтобы не отстать и не потеряться в бурлящем прифронтовом людском море, а местность вокруг устлана их товарищами по несчастью.

Полотно невероятно реалистично, а солдаты на нем выполнены в натуральную величину."
А это последсвия газовой атаки. Автор полотна милостливо избавил зрителя от зрелища того, что осталось от глаз солдат. Обоженная и вытекшая плоть прикрыта повязками, но от картины сквозит ужасом от осознания того, что всего огромного разнообразия красок мира им больше не видеть. Теперь осталась только бесконечная тьма, до самого конца.

Здесь уже есть СИЗы (средства индивидуальной защиты), однако химический туман вряд ли поощеряет идти в атаку. Еще одна картина, которая, к сожалению не вошла в данную подборку, показывает рукопашное сражение в подобном облаке. Люди в противогазах, утратившие из-за них человеческий облик, рвут и режут друг друга штыками.
В кратце - все. Причем это только малая часть. За кадром осталась и жизнь в окопах, залитых жидкой грязью, километры колючей проволоки и пулиметные точки.
Пост начался об интернете и закончился о войне. Странно, но раз за разом задумываясь о войне я чувствую в себе ее легкие и дальние (надеюсь) отголоски. Причину названть затрудняюсь, но видя, слыша или еще как то воспринимая информацию о вооруженных конфликтах прошлого, чувтвуется какоее-то чувство узнавания, что ли. Возможно это просто-напросто самовнушение, а возможно пора к психологу. Хотелось бы пояснить, что настроение данного поста - не грустное. Скорее - задумчивость и интерес к прошлому. Попытка окунуться в ту эпоху, ту атмосферу, находять в безопасности своей квартиры.
PS Название дневника - Хранилище мыслей, соответсвенно мысли могут быть совершенно различными.

URL
   

Хранилище Мыслей

главная